Одно время приступать к Тайнам, когда чиста совесть.

Свт. Иоанн Златоуст

Господь в Иерусалиме на празднике Кущей (Ин. 7:37–52; 8:12)

Господь в Иерусалиме на празднике Кущей (Ин. 7:37–52; 8:12)

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе.

Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он.

Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

 

Тоска о новом сердце. Проповедь на Троицу

Протоиерей Алексий Уминский

Он сказал это о духовной жизни каждого из нас. Когда человек живет настоящей, духовной жизнью, он становится таким источником живой воды, которой может напоить собой весь мир и преобразить все, к чему прикасается. Это и есть признак духовной жизни в человеке, о которой Господь беседовал с самарянкой. Он говорил, что Бог есть Дух, и настоящие поклонники Бога, то есть настоящие христиане, это те, которые поклоняются Богу духом и истиной.

И вот сегодня праздник, в который мы Духу поклоняемся. Сегодняшний день напоминает о тех чудных событиях, которые совершил Господь, когда Он по- слал на Своих учеников Святаго Духа, Господа Животворящего, Который̆ почил на каждом верном Христу в виде огненного языка и соделал его огнем горящим, по- тому что Господь Сам о Себе сказал, что Он — огнь. Такое удивительное сочетание имеет человек в Духе: он становится одновременно и пламенем горящим, и источником воды живой̆.

Нам иногда кажется, что мы живем духовной жизнью, потому что в храм ходим, молимся, читаем Священное Писание, исповедуемся и причащаемся, и совокупность этих действий мы для себя называем духовной жизнью. Но на самом деле признак духовной̆ жизни совсем другой̆. Вчера вы слышали чтение Ветхого Заве- та, в котором Господь говорил: «Я создам Себе новый̆ народ, у этого народа будет новое сердце». Такие слова говорит Господь о людях, которые живут духовной̆ жизнью: это новый̆ народ, у них другое сердце и другая душа, они — новые, не такие, какие у всех людей̆, не такие, как у нас с вами.

Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям копошатся в сердце человека. Но иногда в этом же сердце проскальзывает жажда — хочется иметь другое сердце! Эта тоска о новом сердце есть у каждого чело- века. Каждому дано почувствовать жажду другой жизни, жажду иного бытия.

Постоянно находясь у источника живой воды, мы все-таки ищем иных источников существования, других возможностей напоить нашу жизнь, считаем, что именно они-то и дают нам ту основу, которая позволяет в мире существовать, как-то себя реализовать. Такие источники мир постоянно предлагает, и мы к ним притекаем. Мы думаем, что реализуем себя в искусстве, в работе, в возможности карьерного роста, в чем-то другом, и приникаем к этому, этим живем и питаемся.

А Господь призывает: «Придите ко Мне и пейте! Станьте источником живой воды!» И мы знаем, что это так, но приникаем к этому источнику только тогда, когда нам уж совсем плохо, когда мы задыхаемся от собственной сухости, от пустоты своего бытия. Приникнем к благодатному источнику, хлебнем из него, и возвращаемся к прежней̆ жизни, приникаем к другим источникам и пытаемся снова и снова жить плотской̆ жизнью. И так живем: нам надо, мы придем к Тебе, Господи, и отхлебнем, но жить-то мы будем не с Тобой, жить мы будем сами с собой, со своими интересами.

Вот мы прожили Великий пост. Какие силы он дал каждому из нас! Как мы старались в эти дни трудиться для Господа! И как мы провели остаток дней до Пятидесятницы? С какой радостью мы от этого источника отвернулись, думая, что вот теперь-то можно наконец отдохнуть от Бога, немножко расслабиться, пожить своей жизнью, не связанной̆ со Христом. И сразу уходит почва из-под ног, самые главные вещи моментально ломаются: нет молитвы, нет покаяния, только окамененность, сухость души и дерзкое сердце, которое страшно Богу показать.

Но и видя наше непостоянство, Господь приходит к нам снова, чтобы каждого человека соделать участником Своей Божественной природы, дать Дары жизни Своей, чтобы человек сумел, наконец, по-настоящему определить, где источник его жизни, откуда он черпает силы. Он снова и снова подает нам возможность жить с Ним единой жизнью, чтобы мы свободной волей ее восприняли, отвернулись бы от мишуры и приникли к истинному Источнику.

 Проповедь на праздник Святой Троицы, произнесенная в храме Святой Троицы в Хохлах в 1998 году. Полностью читайте на www.pravmir.ru

Сегодня

20 апреля 2024 года

Фотографии

Рождественский вертепный спектакль 2023

Рождественский вертепный спектакль 2023